Гностики или о"лжеименном знании". Сборник

Василид вполне последовательно допускал спасение лишь души, но никак не тела. Последователи Василида имели весьма сложный культ с таинствами, заклинаниями, вызываниями и волхвованиями, в быту же имели явную склонность к либертизму. Епифаний прямо приписывает Василиду проповедь разврата. Василид и его ученики отрицали значение мученичества и исповедания. Сам Василид внушал- своему ближайшему окружению —"истинным гностикам" — необычайное чувство горделивости. Его гностик — редкий и исключительный в мире человек: Истинный гностик должен хранить свои глубокие познания в тайне и пребывать в молчании. В горделивом самопревозношении и презрении ко всему окружающему, он поучал:

Святой Киприан Карфагенский

Родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию, где проповедовал свое учение в — гг. По утверждению самого Василида и его последователей, он был учеником Главкия, переводчика апостола Петра. Ипполит Римский сообщает, что Василид был слушателем апостола Матфея. Источником своей системы он признавал"мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля.

Письмо к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциане . вера, или нетверд страх Божий по неблагочестью их, или нет миротворного согласия.

Миллионный город, прожаренный солнцем, собирал толпы вокруг фонтанов, дающих лишь временное облегчение. Очередь говорить выпала старейшему магу капитула, друиду Вигеториксу, тайному служителю Беленоса. Василид задумался, стараясь припомнить, потом неуверенно заговорил: Для Хозяина это дело чести, что-то вроде спорта. Все разом поскучнели, задвигали креслами, только огненнобородый Гамилькар захохотал, грозя пальцем Василиду: Сорвется, что будем делать?

Христианство и мир языческий: Он учил в Александрии при Адриане, около г. Гносис Василида известен в двух редакциях. Одно представление о василидианстве - прежнее, почерпается главным образом из тех сведений, которые сохранил для нас Ириней. Между учеными идет еще спор, какому из этих изложений отдать преимущество.

(32, 1) Отрицающие необходимость страха [Божьего], порицают закон, (36, 1) Интерпретируя эти слова, последователи Василида говорят, что.

Они стремил объясн генезис и развит мира из него самого, отказ от антропоморф мифологич мышлен. По Эмпедоклу, основу мира образ вечн материя, сост из 4 основн элемент: А Анаксагор утвержд, что не только матер в целом, но и кажд из ее качеств определ частиц - геометрий - никогда не возник и не уничтож. Анаксагор, правда, ввел в свою систему некую силу ум , приводящ в порядок частицы материи.

Однако Анаксагора под этим умом он поним материальн движ силу нежели какое-то объективн сознан. Ум не создает мир, не управл им, а лишь дает ему толчок, после которого никакого влияния ход событий не оказывает. Демокрит полностью искл целенаправл вмешат внеприродн сил в естеств процессы.

Кумиры: Гермес , Филемон, Василид, Абраксас 3 страница

Гносис офитов, по всей вероятности, развивался на почве иудейской; по крайней мере, все их разнородные системы носят на себе печать иудейского происхождения. Истинно александрийский гносис представлен в системах Василида и Валентина. Василид Василид был родом из Сирии, но жил и действовал в Египте. Он учил в Александрии при Адриане, около — г.

Сын Василида Исидор написал несколько книг по нравственному учению . Гносис Василида известен в двух редакциях.

Василид, один из видных представителей гностицизма и Иакова, - говорит архонт гебдомады Моисею, - но имени Божия (то есть сокровенного архонта огдоады) Я не открыл им». Но этот страх был началом премудрости.

Василид, гностик — гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию в — гг. Источниками своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра, будто бы дошедшее до него через посредство некоего Главкия, а с другой стороны —"мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля. Найденное в г. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения излагает систему В.

Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю антиохийскую , а Ипполит более позднюю александрийскую систему В. Во всяком случае, в изложении Ипполита учение В. Абсолютное начало определяется у В. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченно. Впрочем, и все действительно существующее не может быть выражено словом, не может быть названо; ибо всякое слово не исключая и имен собственных указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, — всякое именование есть только условный намек на бытие, а не действительное его выражение.

Если, таким образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное по преимуществу.

Письмо к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциале

Согласно его системе в изложении Ипполита , творение свершается не посредством эманации, но с помощью Слова. Не было ли это творение напомним: Возможно, эта интуиция легла в основу ведических ритуальных песнопений. Здесь основное отличие гнозиса Василида от неоплатонической парадигмы, где творение происходит посредством истечения или эманации.

Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил . Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с . Деятельным помощником у него был Василид, который.

Родом сириец , переселился из Антиохии в Александрию , где проповедовал свое учение в — гг. По утверждению самого Василида и его последователей, он был учеником Главкия, переводчика апостола Петра [1]. Ипполит Римский сообщает, что Василид был слушателем апостола Матфея [2]. Источником своей системы он признавал"мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля.

Учение Об учении Василида можно судить главным образом по цитатам и свидетельствам ересиологов. Найденное в г. Ипполиту , хотя на этот счет и могут еще быть сомнения излагает систему Василида совершенно в другом виде, чем она была известна до того, главным образом, по изложению Иринея из которого черпали последующие ересеологи. Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю антиохийскую , а Ипполит более позднюю александрийскую систему Василида, или же от того, что эти писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы, — решить с достоверностью невозможно, так как собственные сочинения Василида из коих главное — 24 книги объяснения на Евангелие до нас не дошли.

Во всяком случае, в изложении Ипполита учение Василида представляется и более оригинальным, и более осмысленным. Учение это представляет собой гностическую систему , в которой признается верховное начало, от которого происходят 7 эонов.

Средневековый религиозный дуализм

Святые отцы и учителя Церкви 1. В первой половине в. Здесь появляются последовательница Карпократа Мар-келлина ок. С гениальной глубиной говорит Василид о Первоначале.

Василид называл себя учеником Главка, переводчика ап. Петра слова Свящ. Писания о страхе Божием как начале Премудрости (Прем 1. .. При этом «образ Божий» олицетворяется и отождествляется в одних.

Заметки о гнозисе Василида Согласно его системе в изложении Ипполита , творение свершается не посредством эманации, но с помощью Слова. Не было ли это творение напомним: Возможно, эта интуиция легла в основу ведических ритуальных песнопений. Здесь основное отличие гнозиса Василида от неоплатонической парадигмы, где творение происходит посредством истечения или эманации.

Можно сказать, что в неоплатонизме Единое творит в экстазе греч. Известно, что в космогонии Мемфиса откуда был ученик Василида Маркус, передавший традицию своего учителя до самой Испании была разработана методика творения посредством творческого слова демиурга. Слово, звук, речь есть могущество. Древнее ведийское предание сообщает, что божественный художник, плотник и оружейник богов Вишвакарман Тваштри, неверно поставив ударения в заклинании, смертельно поражает самого себя вместо своего врага.

Василид гностик это:

Предварительные замечания 1, 1 Поскольку Писание назвало эллинов ворами . Наша цель не отмщение нашим обвинителям. Ни в коем случае.

и страха Божия. Евгения была дочерью правителя Египта Филиппа, язычника , но человека доброго, любителя науки и философии.

Источниками своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра, будто бы дошедшее до него через посредство некоего Главкия, а с другой стороны —"мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля. Найденное в г. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения излагает систему В. Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю антиохийскую , а Ипполит более позднюю александрийскую систему В.

Во всяком случае, в изложении Ипполита учение В. Абсолютное начало определяется у В. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченно. Впрочем, и все действительно существующее не может быть выражено словом, не может быть названо; ибо всякое слово не исключая и имен собственных указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, — всякое именование есть только условный намек на бытие, а не действительное его выражение.

Если, таким образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное по преимуществу. Само по себе, в своей собственной актуальности, оно не имеет ничего общего с чем бы то ни было, ото всего отрешено.

ВАСИЛИД, ГНОСТИК

Схема содержания гностических систем и их классификация Издавна догматический остов всех гностических систем принято представлять в такой схеме. Абсолютному духовному началу противоположно материальное, или как пассивная граница бытия, как небытие Платона , или как активная злая сила дуализм персидской религии. В том и другом случае непосредственное происхождение материального мира от Бога немыслимо, и для устранения соприкосновения между ними вводится особое творческое начало, демиург.

При дуализме слабом демиург представляется слабым духовным существом, которое попадает в материю и делается творцом по необходимости; при дуализме сильном демиург творит мир или вопреки Богу, как возмутившийся ангел, или как невольник, захваченный в плен материею при ее наступательном движении на мир духов и порабощенный ею.

При дуализме сильном противоположность начал выдерживается строже, и ослабляющее его понятие эманации отпадает, так что верховные начала добро и зло противостоят друг другу прямо и непосредственно. Цель мирового процесса всюду есть освобождение духа из уз материи.

Здесь основное отличие гнозиса Василида от неоплатонической парадигмы, С этого начинается премудрость («Страх Божий – начало мудрости»).

И это придает им силу все терпеть и никак не выказывать свои страдания. Он также не может считаться вполне безгрешным. Вот он, наверное, грешник, поскольку страдает, — я вам отвечу, если вы в силах следовать за ходом моей мысли: Он не грешил, но, как младенец, должен страдать. Однако, если вы будете настаивать и далее, я вам отвечу, что на какого бы человека вы ни указали, он всего лишь человек, и только Бог праведен.

Ибо, как сказал некто: Как же это воззрение может быть верным, если оказывается, что от нас зависит, признаемся ли мы и понесем ли наказание? Ведь провидение попустительствует и тем, кто отречется, согласно Василиду. Он свидетельствует и страдает в силу провидения или нет? Отрекшись, он избежит преследования. Если провидение не позволяет грешнику пожать плоды греха, то это двойная несправедливость. Ибо оно не только не спасает того, кто претерпевает наказание ради праведности, но и помогает тому, кто стремится согрешить; ведь как только он замыслил это дело, оно предотвращает его совершение, тем самым давая несправедливую поблажку грешнику.

!

Толкование Василид гностик — гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию в — гг. Источниками своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра, будто бы дошедшее до него через посредство некоего Главкия, а с другой стороны —"мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля.

Найденное в г. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения излагает систему В. Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю антиохийскую , а Ипполит более позднюю александрийскую систему В.

С гениальной глубиной говорит Василид о Первоначале. Оно — ничто. Василид хотел выразить как бы случайность и временность Божьего творческого .. скорбь и тоска — твердым веществом, страх—демонами и Сатаной.

Предварительные замечания 1, 1 Поскольку Писание назвало эллинов ворами Ин. Мы покажем, что в своих сочинениях они не только копируют удивительные истории, которые открывает наше предание, но также и заимствуют важнейшие из наших учений и искажают все, что касается веры и мудрости, гносиса и научного знания, надежды и милосердия, раскаяния и воздержности и, наконец, страха Божьего, который является воистину средоточием добродетелей, ведущих к истине.

Тот же факт, что наши Писания намного древнее, уже было доказано; 2 и мы привлечем в наших заметках все необходимое и подходящее для демонстрации этого факта. Мы проникнем во мрак варварской философии, всмотримся в ее символизм и загадочные образы, о которых особенно заботились ревнители древних преданий. И все это полезно, а лучше сказать, совершенно необходимо разобрать в целях познания истины.

Наша цель не отмщение нашим обвинителям. Ни в коем случае. Мы научились благосклонно относиться к проклинающим нас, даже если они распространяют о нас беспочвенные слухи. Наша задача состоит в том, чтобы обратить их.

Как приобрести страх Божий? (прот. Владимир Головин)